Прп. Варнава Ветлужский

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА ВАРНАВЫ ВЕТЛУЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА
(Произведение Иосифа Дядкина 1639 г. в списке 1783 года. Перевод и редакция Д. Г. Монахова)

 

Месяца июня, 11 день. Житие и жизнь преподобного отца Варнавы, что в обители Пресвятой живоначальной и неразделимой Троицы-Отца и Сына и Святого Духа, в пределах града Галича, на Красной горе, над рекою Ветлугою и о том сказание известное.
В лето от сотворения мира 7147 писано сие житие преподобного отца Варнавы той же обители честнейшим иеромонахом Иосифом, который был после в царствующем граде Москве книжного печатного двора главнейшим управителем. Тот иеромонах Иосиф, горя любовью к преподобному отцу Варнаве, потрудился тщательно и истинно написать житие его с ветхой книги и со свидетельства преподобного игумена Желтоводского монастыря Пафнутия. До сего времени житие преподобного отца Варнавы и книга свидетельства игумена Пафнутия были в забвении многие годы и никому не ведомы.
Ныне придите, православные слушатели и услышьте повесть сию о житии преподобного отца Варнавы, в какое время и откуда он на сию гору пришел.

Тайну цареву добросовестно храните, дела же Бога вседержителя подобает проповедовать и прославлять и заповеди его соблюдать и выполнять повеления его. С усердием молю вашу любовь, слушатели православные, долготерпеливо послушать меня, каким заповедям подобает нам вторить. Услышьте, что гласит божественное писание: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем помышлением твоим, и ближнего своего, как самого себя. Это творец сподобился сказать истинным послушным и благопотребным рабам Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа, как подобает истинным христианам жить по заповедям его спасительным и всегда в мысли своей иметь и помнить божественное писание, как писано есть: Работайте Господу со страхом и радуйтесь ему с трепетом. Такими были все святые, от века Богу угодившие житием, ангелы пресвятой Богородицы, мученики иерархи, преподобные и праведники, многотерпеливо, во многих скорбях и напастях проводившие дни свои. Иные же, пройдя в милостях и кознях к лишениям, скорбящие в озлоблении, в пустынях скитаются, и в горах, и в пещерах, и в пропостях земных. Их же не достоин весь мир. Удалились они от прелестного суетною сего мира и ни за что не променяют все красоты мира сего на царство небесное.
Так и преподобный отец Варнава, о ком ныне сия повесть, предложен вашему благочестию, слушатели православные. Подобно божиим угодникам, оставил он прелестный суетный мир сей и водворился в пустыню, чая до Бога, спасающего его, таким образом дойти. Сей преподобный отец Варнава до того святого и Богом показанного ему места дошел, где один 28 лет пожил до честного своего к Богу отшествия, как о том древние писания свидетельствуют.
Подобает же и нам повесть сию начать от прежде бывших летописцев писать, да познать самую истину, какая то пустыня была на той реке вышеупомянутой Ветлуге, и от чего подле той реки жития человеческого не было. Не зазрите же мне, слушатели благочестивые, если начну вам повесть сию о сей пустыне, в которую вселился преподобный отец Варнава, от древнего писания рассказывать. Еще же, древних лет не помянув, нельзя познать, от чего то место пустыней называлось на реке Ветлуге. Возвещу вам все по ряду, как было по воле великого Бога, слушатели возлюбленные.
В лето от рождества Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа 988-е, благоизъявлением пресвятой Богородицы сиятельного Бога, великий российский самодержец Владимир, князь Киевский, осинен был познанием истины. Оставив сквеврных и мерзких идолов, воспринял он святую истинную православную веру и крещение. Тогда пришли по призыву его из греческих земель от православных и благочестивых царей греческих Василия и Константина и святейшего патриарха Николая Златоверха, митрополит Михаил с освященным собором крестить великого самодержца Владимира и всю российскую землю.
Когда же крестился великий сей самодержец Владимир Киевский и всей России, тогда все скверные идолы, каменные и деревянные, бывшие во всей России, которым кланялись, как Богу, низложил, каменные в прах сокрушая, а деревянные огнем сжигая. Их же имена вспомню, хотя и не годны они для изречения устами нашими. Но того ради поведаю любви вашей, чтобы узнали, в какой темноте идолопоклонения были тогда прародители наши. Первым тогда был идол, Перуном названный, из дерева сделанный на подобие человека. Голова у него серебрянная, усы золотые, в руках у него был камень дорогой, светлый, как огонь. Перед тем идолом Перуном идолопоклонники приносили в дары серебро и злато, и свечи перед ним палили и кланялись ему, как Богу, просили его о помощи во всяких своих делах.
Другой тогда был идол Лада. Тому скверному идолу Ладе прародители наши, народ российский, приносили дары многие во время женитьбы своей, чтобы доброе и советное житие с супругою было. Так же и на пирах сошедшиеся жены и девицы в песнях своих, хлопая руками, часто имя того скверного Лады поминали. И обычно те песни бесовские тогда пели по всей земле российской. По правде пишу, что того злоскверного идола Ладу, или же беса, народы, живущие в селах и весях, и ныне в песнях на пирах и на браках поминают, бьючи руками о стол или хлопая ладонями, припевают часто: «Ладо! Ладо!». Но думаю, что то творят ныне от неразумия и неведения. Но даже и в неведении помните, что то есть грех весьма злосмрадный и мерзкий: такие песни не подобает благочестивым петь христианам.
Третий идол был тогда сквернейший Купало. Тому скверному бесу Купале приносили тогда безумные люди дары во время собрания плодов в жатву. И того Купалу-идола поминают и поныне поселяне в неких местах. Собравшись летом, молодые жены и девицы в поле плетут себе венцы из цветов и положа их на головы, поют песни и в этих песнях припевают, того скверного беса Купалу поминают. Поистине, такие люди уподобившись древним идолопоклонникам, в суе погибают, таким будет наследие в вечных и безконечных муках с дьяволом. Еще и иные тогда, при великом князе Владимере были многие идолы, их же имен не хочу поминать скверности их ради. Тех всех идолов державный великий князь Владимир Киевский повелел сокрушить палицами в прах, а иных палить в огне и скверные их храмы до основания разорять, а на тех местах повелел созидать святые Божий церкви.
При сем, любви вашей помяну одно бывшее тогда чудо на посрамление скверного дьявола. Во дни оные, когда премудрый и великий монарх Владимир познал единого истинного и в Троице славимого Бога и бесовские прелести избыл, идолов скверных сокрушая и в прах обращая, в то время был в великом Ново-граде идол, из дерева сделанный, именуемый Оредиладо, и все люди Нова-града тому идолу великую честь воздавали, как Богу. Когда же пришли от великого князя Владимира посланники в великий Нов-град сокрушить того скверного идола, тогда взяли его, привязавши веревкой за ноги и поволокли из города на большой мост, что протяжен через великую реку Волхв. И тем путем волоча, били его палицами дубовыми. О чудо тогда сотворилось! Дьявол живой в том идоле, не терпя срама своего, горьким воплем кричал: «О горе, горе! что сделаю ныне, сии люди многие годы и недавно меня почитали и покланялись мне, а ныне ругают и бьют меня. Ведаю ныне, что Сын Божий Иисус Христос победил нас, злых духов нечистых, сам он хочет здесь жить, а нас изгонит». Так идола били палицами, а в нем дьявол кричал. Люди же, видя такое беса посрамление, Бога вседержителя величали, скверного же того идола проклинали. Приволокли того идола на мост и свергли с моста в великую реку Волхв. Погряз скверный идол в воде и утоп. Возвещено было чудо сие самому державнейшему великому князю Владимиру Киевскому. Он же, то слыша, хвалу возсылал Богу, избавившему его и весь род российский от прелести дьявольской.
Во дни оные, по преставлении святейшего патриарха цареградского Николая Златоверха, был другой патриарх Сергий. Услыша про веру великого российского самодержца Владимира Киевского и ревность его к истинному Богу Христу, изволил он из Царьграда послать к нему премудрых учителей православных, Федора, Иоанна и Фому со многими пресвятыми пресвитерами. Принял их православный князь великий Владимир с великою надеждой и послал во все свои владычества-российские земли и во всякие города и места и повелел всем народам малым и великим креститься и благочестие размножать и грамоте учиться. И была тогда в российской земле радость неизречимая, поскольку освободились все от прелести идолов, придя к познанию истинного и единого, в Троице славимого Бога.
При сем жил всесвятлейший самодержец великий князь Владимир Киевский и всей России во многой тишине и в благочестии, и все противные страны боялись приближаться к странам и окраинам земли российской, но все дары приносили ему. Не только многие окрестные соседи и родня-князья боялись его, но и греческие цари приносили ему многие честные дары, как непобедимому и храброму российской земли защитнику.
Где великий князь Владимир благодать нес и знания о вседержителе Боге, там утвердилась и расширилась святая православная вера и успокоилось царство его российское по всей стране в великой тишине и смирении. Тогда ни в чем другом не упражнялись, как только проводить дни свои, в молитве обращаясь к Богу и ходить постными.
Божьим церквям радуясь и благодаря всесильного Бога за все преславные дарования его, наиболее о том молился князь, чтоб утвердилась в земле российской православная вера христианская и по кончине его.
Пришел же сей великий православно-сиятельный князь Владимир в глубокую старость, готовясь отойти к его же любимому душой своей и славимому в Троице, единому истинному Богу. Тогда призвал он своих сынов всех, среди них же и избранных сынов своих Бориса и Глеба, и разделил им всем царство российское на двадцать жребиев, вручил кому города, кому станы по достоинству. Потом пребывал он все дни в славословии божием, завершил святые дни жизни своей и преставился от здешнего временного царства туда, где свет не вечерний и радость неизречимая, царю всех в лице в Троице славимого Бога. И погребли тело его все сыновья его и весь народ града Киева с великим сожалением и плачем в граде Киеве, в церкви пресвятой Богородицы, нареченной Десятинною.
По смерти же его, между сынами его умножилось великое несогласие и зависть, и начали они друг у друга города отнимать, и пошел брат на брата войной, и умножилось великое кровопролитие и горе.
Увы, междуусобная рать по всем городам и местам людей мечом пожинала, как колосья, и многие источники великой крови лились.
Во время тех убиений, благоверные великие князья российские Борис и Глеб потерпели от брата родного, князя Святополка. Много лет то смятение было, во все дни жизни сынов великого князя Владимира, так же, как и после их жизни, дети их и внучата между собою в великом несогласии были. Услышьте вы от меня, слушатели благочестивые, что от того несогласия тогда в роде российском сотворилось. О горе, о лютое всему православному, непобедимому, храброму и сильному царству приключилось, беда всенародная, что всех бед злей.
Во дни те, от гордости безумных тех князей начало православное российское широкое царство в нищету нисходить, ибо князья российские во все дни друг на друга мечи готовили и оружие приумножали и кровь христианскую невинную проливали, и не было любви между ними даже на малое время. В те дни злополучные их правления, многие города и честные обители запустели, бедствие лютое роду российскому приключилось.
Тогда премудрые и честные мужи от страха гордых и буйных государей своих умоляли, не смея ничего владыкам своим от страха советовать полезного. Поэтому возлюбили тогда многие лукавство, умалилась правда. Из-за этого, праведным судом Божиим пришло на них наказание, и постигла их злая беда и скорбь и напасти нестерпимые. Эти последнии напасти не только зреть, но и вспоминать ужасно. Плач великий православного народа слышьте отцы и братья и ужаснитесь, какими повестями плачевными известили вас. Слышьте здесь еще, какого лютого злого приключения те времена полны были: всюду страхи, всюду убийства, всюду плач и слезы. Какие беды тогда претерпели праотцы наши к великой жалости, какое пространное и широкое российское государство тогда погибло и спал вместе с тем с него венец славы просиятельный, уничтожилось владычество всех князей российских и мир их до последнего исчезновения, за скверную гордость и за пролитие невинной христианской крови.
Тогда же, услыша про таковое в Российском царстве нестроение, всетвердейший царь Батый, живший в Золотой Орде на великой реке Волее, собрал поганое свое многочисленное воинство и пришел с великою гордостью в землю российскую, хвалясь в вечное запустение ее положить. Князья же российские, слыша про такое злого сего варвара пришествие, весьма устрашились, но и тогда не захотели прийти между собой в соединение и любовь и встать всем против того прегордого поганца вместе и друг другу помощь подать. Но еще в суетной гордости пребывая и из-за того не соединенные один к одному, все злым тем мучителем, о горе! о увы! порабщены были. И многие из них немилостиво мечом посечены были, жены их благородные и дети юные, о горе! в плен отведены были, в вечную работу бусурманскую.
И потом злосмрадный тот царь Батый многонародные великие и малые города принял в свою поганскую державу, обители же честные и села повелел воинам своим разорять и огнем сжигать. А в городах благородных и честных мужей вместе резали, о горе! всякого чина и возраста, духовных и мирских. Многочисленный народ — и мужи, и жены, и сущие младенцы мечами закалывались немилостиво. Помышлял тот окаянный Батый всю российскую землю в вечное запустение положить. И тогда во всех городах немилостиво все живущие народы были погублены по сути, только те остались, кто в пустынях и в лесах укрылись, иных же лучших из народа, тот Батый проклятый многими тысячами из православных земель в плен увел, от света во тьму, в поганскую свою землю. О жалость многая и горесть! сколько бед, сколько напастей, сколько страхов выстрадали тогда прародители наши. По истине, умиления и слез достойна сия повевсть. Слыша эти повести, не умилится разве тот, кто весьма окаменелое и немилосердное имеет сердце. От повести сей отцы и братья плакали. Достойное и вместе с тем ужаса исполненное было время. Пришли на всю землю российскую плен и опустение, опустели тогда многие города и честные обители, и благлепие святых церквей обнажено было все, и вся красота их разграблена погаными руками и была в запустении и уничтожении. Сие же все зло пришедшее — казнь, наносимая праведными судьбами Божьими за злые грехи.
И с того времени поработилась великая российская держава в неволю злоскверным царем поганским Золотой Орды и пребывала в неволе той многие годы. Тогда великие князья, владеющие всякий уделом своим, по изволению единого поганского царя, свое владычество получили у него за серебро и один у другого отнимая и изгоняя. Потому, покрылось великой нищетой российское государство от татарских обидчиков, которые все годы многие и тяжкие дани брали.
В те же лета, как ведают писания, запустела от пленения того поганского Батыя царя и сия страна, (о ней же любви вашей и повествую), по берегу реки, называемой Ветлугой, и была пуста 253 лета. И где было жилище человеческое, поросло везде великими лесами, и названа была она Ветлужской пустыней, и никем не проходима, только немногими людьми, приходящими лова ради звериного из пределов града Унжи. Такая повесть, думаю, многих вас опечалила, а повествую вам древние печальные повести, бывшие во дни прародителей наших, чтобы услышали ныне вы, православные, какие напасти они претерпели. Род российский страх, разграбление, томление, кровопролитие, пленение жен и малых детей, в работу поганскую отведение и иные многочисленные беды и напасти перенес. А по сему, довольно мне вашему благочестию все по ряду возвестить и услышьте, что это запустение было на реке Ветлуге много лет, даже до пришествия в ту пустыню преподобного отца Варнавы.
Подобает же ныне любви вашей, слушатели православные, повести предложить иные, нежели были сотворены от печальных преданий народных. Ибо преблагий Бог и создатель всей властью и силой своею гордый престол низлагает, смиренный же воздвигает, от земли сажая на престол славы и величества. Слышьте, благочестивые, про Бога премилостивого неизреченную милость, к роду православно-российскому явленную.
Как только царство Российское помиловано было и от бед злых освобождено, свергло оно с себя нищее рубище, облачилось же в парчу и злато и возложило на себя венец славы своей и приняло скипетр непобедимой державы своей российской не могуществом своим, но силой и помощью и крепкой державой царя всех и Бога, в Троице певаемого, ибо он всех владыка и Господь, силой смирил и низложил скипетр российской державы. Призрев молитвенно российский род, снова воздвиг падший престол возлюбленного раба своего, великого православного князя Владимира Киевского и всей России, воздвиг от семени его роду российскому верного раба своего, премудрого и храброго и непобедимого воина, великого князя Димитрия Иоанновича, нареченного за донскую победу Донским.
Тот великий князь Димитрий сверг с себя иго неволи татарской, не захотел дать дани скверным бусурманам, царям Золотой Орды и не покорился им ни в чем. Живя же без страха в граде Москве, надежду имея на всесильного, в Троице славимого Бога, часто посылал он свое воинство окраины бусурманские разорять, и жечь, и нещадно губить, и великий страх всем поганским странам творить.
Сие услыша тогда, царь поганской Золотой Орды Мамай зло разъярился гневом лютым, собрал все поганскйе орды, учинил полки многочисленные и пошел на великого сего князя Димитрия Иоанновича. Как лев рыкая, скоро идя и днем и ночью, хотя прийти вскоре на Богом хранимую российскую землю, и неизвестным приходом хвалясь, попленил всю землю российскую, города и села огнем сжигая и всех людей в них без остатка в пагубу мечу предавая. И положил Богом хранимую еврейскую добрейшую часть в вечное запустение, и вознесся, он, проклятый богомерзкий Мамай великой гордостью, как древний египетский царь Фараон на Израиль.
Богохранимый же князь Димитрий Иоаннович ни на силу свою, или же на храбрость надеялся, но положил всю свою надежду и упование на вседержителя высшего, в Троице славимого Бога и собрав все воинство российского государства, заповедал всем вооружиться на поганых и надежду всем в ополчении иметь на спасителя Господа Бога. И пошел храбрый великий князь Димитрий с молитвой на злочестивых варваров через великую реку Оку, от туда — даже до широкого степного Куликова поля и до реки Непрядвы и там ополчился крепко на злого своего супостата, поганского царя Мамая.
Злочестивый же Мамай, скоро приближавшийся со своими поганскими полками на великого князя Димитрия Иоанновича, хотел в один час, как лев сожрать Богом хранимое Христово стадо агнцов-православных христиан. И такое было множество бусурман, что покрыли они все Куликово поле, и было их поганых на одного христианина по сто, свирепо и зло идущих на великого князя. Великий же князь Димитрий, припадая к образу пресвятой владычицы Богородицы и приснодевы Марии, молился с великим плачем, говоря владычице Богородице: — «Призри людей своих, простри пречистые свои руки в молитве к сыну своему, Господу и Богу истинному нашему Иисусу Христу. Да не предаст он рабов своих на разорение зверям, да не скажут поганые, где есть Бог их, на него же надежду имеют христиане». И встал великий князь от молитвы, надеясь на крестное воеводство пренепорочной Богоматери и приснодевы Марии, и в тот же час одевшись в брони свои позолоченные и шлем золотой возложив на голову свою, обернулся к полкам поганским. Из ложа извлек он меч свой и поднял высоко, потом посмотрел на небо, молясь царю всех Господу, говоря: — «Видишь, Господи, гордого варвара сего, хвалящегося разорить достояние твое и пожнать мечом рабов твоих, как пшеницу, и ныне, владыко, призри за смирение и скорбь нашу и не помяни, Господи, грехов наших, и не предай на разорение святые твои церкви. Да не похвалятся враги наши по погани их. От твоего достояния дай славу имени твоему святому, послав святые твои небесные силы, твое непобедимое воинство на защиту нашу». И обратился великий князь к своим воеводам и ко всему воинству своему, громогласно сказав: — «Если кто изволит храбро ополчиться на врагов наших, тот последует за мной, я первый из них за святую православную истинную христианскую веру и за царство Божие и за вас, друзей своих, положу голову мою здесь, на поле Куликове». Тогда отвечало ему все воинство единогласно, как гром великий грянул: «Мы, великий государь наш, за имя Христово и за святое Божье царство и за тебя, государя своего, готовы головы свои положить, а ты, наш государь, пребудь на своем месте под своим знаменем, устраивай полки свои».
Великий же князь в свою очередь отвечал им: «Ничего не выйдет, если оставлю вас и буду стоять на месте под знаменем моим, посмотрите на меня, воины мои храбрые и друзья мои любезные, поистине я любви вашей ради прежде всех вас покажу храбрость мою на врагов моих и положу голову свою прежде всех вас за имя Божие и крикну громогласно: «Дерзайте друзья мои на врагов своих, Господь нам помощник, и не убоимся, что сотворит нам человек. И подними меч свой и быстро на коне скочи один на многочисленные полки поганские, крича громогласно: Помоги Господи верным рабам своим! и начни сечь поганых. Столь храбро наступи, что тем все передние полки их понуди назад отступить».
Воинство же христианское все за великого князя Димитрия Иоанновича скоро и храбро двинулось, немилостиво сеча поганых, как траву косами. Очень мужественно наступая, не думая о смерти своей, друг другу восклицали они: «Положим, братья, головы свои здесь, на кровавом поле Куликове за имя Божие и за дом пресвятой Богородицы и за доброго и милостивого государя нашего, великого князя Димитрия Иоанновича и за отцов и матерей наших. Да не расхищены погаными будут в плен жены наши и дети, оставим по себе перед будущим родом вечную славу».
Была битва очень люта от третьего часа даже до девятого. О Богородица! велики тогда были угрозы и ужас нестерпимый. Блистали тогда сабли, как молнии, от треска древок копий ужасные звуки разносились, как громы грозные, от посеченных воинов и уязвленных ранами, как с гор кровь текла в реку Непрядву, головы богатырские в крови потоптаны были конскими копытами, от пронзенных копьями жалобный плач и умильные стоны слышались. И пали с обеих сторон многие воины, и был вид, исполненный страшного ужаса: вся река Непрядва потекла тогда кровью. О жалость великая! Сколько тогда богатырских голов от меча поганского пало, ранен был тогда и сам великий князь Димитрий Иоаннович стрелами поганых. В час же девятый призрел Господь Бог с высоты святого своего престола неизреченной славы своей полки христианские милостиво и послал им непобедимую свою силу, смял и устрашил полки поганские. И начали поганые изнемогать и от страха обратились в бегство.
Воинство же христианское гнало их, сеча без милости, положив трупов поганских на 28 верст, даже до ржавого и зыбкого болота. Оставшиеся же проклятые поганые, не зная, где от православных укрыться, в то болото устремились, и все в нем, как в сетях увязли окаянные. Воины же христианские, догнав их, встали по берегу болота, стреляя и раня их стрелами и камнями, и палицами убивая их, как свиней, в тине погрязших. Когда же всех до единого их посекли, иных побив, проклятый царь поганский Мамай, стоя с боярами своими в поле, на высоком холме, видя погибель своих воинов, объят был страхом великим и ужасом и побежал в свою землю. В то время сбылось святое писание, что написал богомудрый царь и пророк Давид: гордым Бог противится, смиренным же дает благодать.
Праведный судья, вседержитель и высший царь, Господи Боже, велика твоя милость любящим тебя, никогда не оставляешь уповающих на тебя. Дивное дело сотворил ты, помог верному рабу твоему великому князю Димитрию Иоанновичу покорить под ноги его врагов его и сокрушить до конца и низложить их.
По сему, великий князь Димитрий Иоаннович повелел воинам своим собрать тела убитых воинов христианских по всему полю Куликову и собрав, погрести. Священному собору с надгробным пением честно отслужить повелел, а сам с оставшимся воинством над ними плача, горько взывал к ним, как к добрым страстотерпцам: «Братья мои милые и друзья мои любезные, воинство мое храброе, мученники новые, положившие души свои за имя Божие и за дом пресвятой Богородицы! За то душам вашим в вечном блаженстве у спасителя всех Христа Бога в обителях его с праведными нескончаемая будет радость, а от нас — вечная память. А телам вашим здесь на Куликовом поле — вечное жилище, до второго христова пришествия тут им лежать, а нам труды ваши нужно помнить. А теперь нас простите, мы возвращаемся в свое отечество, в богохранимую нашу державу, в град Москву, но ваши труды и страдания останемся мы помнить и всегда в памяти иметь. А еще будет знак: На ваши храбрые головы, что отечество наше защитили, чтобы все государство Российское от поганых всеконечно разорено не было, за то примите вы от рук господних неувядаемые венцы безсмертной славы, возложенные на ваши головы».
Возвратился православный сиятельный великий князь Димитрий Иоаннович с оставшимися войсками своими в богохранимый град Москву в месяце сентябре, в 14 день в праздник честного воздвижения животворящего креста господня и встречали его архиреи со всем освященным собором и честными пресвитерами и весь народ всякого чина и возраста на поле за городом, на три поприща кричали ему: «Радуйся, православный и храбрый наш заступник, победивший гордого мучителя, поганского царя Мамая и освободивший нас от пленения бусурманского», и иные многие похвальные слова. И похвалы приносили ему со многими слезами и радостью, припадая перед лицом его по полю, как лес преклонялся многочисленный народ московский. И была видна тогда картина, достойная удивления великого и умиления слезного: все те народы, воздев руки свои на небо, ко всемогущему владыке всех Богу, благодарственно восклицали со многими слезами и говоря: — «Благодарим тебя, судья праведный, что не дал ты нас, смиренных рабов твоих, на растерзание врагам нашим. Будет держава твоя и имя твое святое благословленно во веки».
По прошествии малого времени, послал великий князь Димитрий Иоаннович воинство свое в землю поганского царя Мамая. Он же, скверный, услышав о их пришествии, побежал в Крим к сродникам своим поганским. Воинство же христианское, дошедши в стольный его поганый град Кипариз, до основания его разорило и сожгло, людей и скот немилостиво всех мечу предав и всякие здания огнем спалив и всю землю поганскую завоевав и положив в вечное запустение всю землю бусурманскую даже и до сегодня.
И с того времени Российское государство, обретя себе свободу от работы и насилования поганского и работы татарской, по всем странам начало житие свое распространять и жить без страха, и по берегу великой реки Волги разоренные города обновлять и села возстанавливать. Преподобные же отцы-пустынножители тогда поставили многие обители и монастыри общежительные, а иные же, отсюда возлюбив житие пустынное, удалились от всех сует мира сего, изволив жить и работать во все дни жизни своей единому, во Троице славимому Богу. Вселялись они в лесах, в дальние пустыни, никому не известные, только Богу единому. Того ради, слушатели благочестивые, все по ряду вспомнил от древних летописцев любви вашей, чтобы истинно уразумели, отчего многие места в земле Российской пусты были и поросли великими лесами — поистине от меча и от плена поганых.
В то же время и преподобный отец Варнава, как повествуют знающие и слышавшие от самых его уст, пришёл из града Великого Устюга во пределы пустые, на реку Ветлугу и ходил по берегу той реки, обретя себе место на берегу той реки, Богом показанное на Красной горе, как издревне место то по писаниям называемо. Изволил на том месте преподобный Варнава жить.
Пребывал же преподобный в той пустыне много лет, Богу работая во псалмопении и молитвах один, питаясь быльем м вершьем дубовым. Не было хлеба у него, ибо пустыня та имела расстояние от жилища человеческого сто поприщ и больше. Кто же и повествует о того отца святого трудах и подвигах, ибо пребывал он на том месте в голоде и жажде, в поте и в трудах и в славословии божием, работая один единому истинному владыке всех и спасителю Богу.
Возрастом же сей преподобный отец Варнава высок, сединами благолепными и бородой изрядно умеренной, продолговатой украшен, саном же иерей, нравом же весьма благопотребен и в словесах сладкоглаголив и всякими добротами духовными украшен. Поучал приходящих к нему творить волю божию и отвращаться от всякого злого дела. Приходили к нему дикие звери, медведи многие и жили близ его кельи, никакого зла не делая ему. Он же ходил между ними, как между скотами, глядя на них, утешался святой и благодарил великого Бога, что те звери кротки к нему были. А приходящим к нему людям благословления ради, говорил пророчество, что на пустом месте по преставлении его и по берегу всей той реки Ветлуги умножит Бог житие человеков и поселятся они пространно, а на том самом его месте будет житие инокам. Пожил сей преподобный отец Варнава на той Красной горе до преставления своего 28 лет и почил отойдя месяца июня, в 11 день, тут же был и погребен благочестивыми на верху той горы.
Когда же благоизволил Бог прославить своего угодника, тогда начали на место сие святое после преставления его, Богом наставляемые приходить из разных стран многие православные монахи и к ним земледельцы и тут поселяться, близ того святого места, иные же — по берегу той реки, в верхнюю и нижнюю стороны. И размножилось по всей той реке молитвами огни Варнавы народа много, даже до великой реки Волги. Воздвигли же на той горе иноки церковь во имя трисиятельной, живоначальной и неразделимой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, а другую церковь — над гробом преподобного отца Варнавы, во имя великого архирея божия Николая Мирликийского. Жили же монахи на том месте богоугодно, в любви, не лицемерно, и не через много лет устроилась молитвами преподобного отца Варнавы общежительная обитель под паствою наставника. И с того времени прозвался тот монастырь Варнавиной пустыней даже до сего дня. Явственно же был прославлен он молитвами преподобного отца Варнавы во многие окрестные страны.
От гроба же преподобного благоизъявлением божиим начали бывать многие исцеления болящим, из-за чего и в окрестные страны прославилась широкая слава. Многие благочестивые из разных многих стран приходили, приносили болящих своих и у гроба его молились всесильному, во Троице славимому Богу о исцелении болящих своих и призывали в помощь себе преподобного отца Варнаву. Всемогущий же Господь Бог, видя веру рабов своих и прилежную молитву и прославление своего угодника, подавал всем щедроты свои обильно и за молитвы исцеления многие. И не только приходящий народ в обитель его святую, познают, как в скорби своей молиться всесильному Богу, в домах своих призывали в помощь и преподобного отца Варнаву, получали себе здравие. Все же благочестивые народы, слыша о таких благодарениях Бога, возславили и преподобного отца Варнаву более всего, любовью простираясь радостно и принося в церковь божию вино, свечи и ладан, принося и монахам в обитель потребное. На все же торжественные господни праздники, и пресвятой Богородицы, и во все дни воскресные, приходило много народу на молитву, благодаря Бога, что молитвами преподобного отца Варнавы, безжизненная пустыня населена многими народами.

За то подобает сегодня в память его и нам, верным, похвалить его хвалами. Поистине достоин ты, священнейший отче Варнава, наших многих похвал, ибо ты первый поселянин сего нежительного места, живший в трудах своих много лет, освятивший святым своим житием сию древнюю пустыню, и ради тебя благословлена была Богом вся сия страна для жизни в ней многих народов. Еще небесная твоя святость место сие святое посетила, где не было жительства, и дана была сия страна православному народу, не то была пуста, как и прочие многие пустыни, лесом поросли бы ее пределы. За то благодарим во Троице славимого Бога, тебе же приносим похвалы, говоря:

«Радуйся, отче, отец преподобный и первостоятель святой твоей обители.
Радуйся, многие монахи к Господу предстоятелю.
Радуйся, теплый за мир молитвенник.
Радуйся, постнику наслаждение, монаху украшение.
Радуйся, православных живущих удобрение.
Радуйся, Троицы святое жилище.
Радуйся, скорбящим утешение и всем болящим с верою к тебе приходящим исцеление подателю.
Радуйся, тихое пристанище хотящим во святой обители твоей спастись.
Радуй